Paper Street
«Я долго думала над тем, стоит ли нам делать этот сезон. Год был интенсивным, и мне хотелось замедлиться, взять паузу, немного выдохнуть. А затем нам с командой пришла идея создать транзитную коллекцию, которую мы покажем только в бэк-офисе в Екатеринбурге. И никогда не выпустим». Так креативный директор Ushatava Нино Шаматава начала свое обращение в тексте show note к тем, кто пришел на показ 3 ноября 2023 года. Шоу состоялось, и как хотела Нино, местом его проведения стал бэк-офис модного Дома. Правда, коллекция, которая изначально мыслилась как нечто эфемерное и даже призрачное, в итоге обрела конечную форму — спустя полгода Paper Street выпущена в рамках подиумной линии Research. Как это произошло?
Желание остановиться и сфокусироваться на моменте неожиданно стало главным источником вдохновения. Наблюдения Нино за дизайн-процессом натолкнули креативного директора на решение этот процесс продемонстрировать, притом на всех его этапах — от первого эскиза до финального изделия, которое в дальнейшем уходит в тираж. В этих обстоятельствах название Paper Street, возникшее еще на стадии размышления о коллекции, обрело новое звучание. В архитектуре этот термин обозначает улицу, юридически зафиксированную на карте, но в реальности не существующую. Со временем команда Ushatava поняла: понятие paper street настолько синонимично с концепцией Research, что от него точно нельзя отказываться.
В своей первой сольной коллекции за последние три года Нино Шаматава возводит цикл жизни изделия в абсолют. «Мне хотелось, чтобы Paper Street показывала все этапы, материалы и технологии, с которыми работает команда Ushatava», — говорит Нино. Поэтому одно и то же изделие здесь показано на разных стадиях разработки. Например, тренч силуэта Dropped Shoulders возникает в коллекции в нескольких интерпретациях. Сначала в габардине — изделие выступило холстом для фотографии еще одного тренча, воплотив идею trompe-l'œil, иллюзии объема на плоскости. Так двухмерное изображение на реальном объекте наглядно демонстрирует полный путь, который проделывает каждое изделие.
Тренч с говорящим названием Overdone становится заключительным в этой серии — двухсторонний, с подкладом из искусственной кожи. Такое преобразование позволило изделию быть двухсторонним — его можно носить не только как габардиновый тренч, но и как кожаный плащ. «Мы намеренно убрали все детали: паты, манжеты, фурнитуру. Мне хотелось оставить только силуэт, главную суть вещи. Отсюда и название Overdone, которое в переводе с английского означает преувеличенный, утрированный», — говорит Нино.
Другой пример — лаконичное платье-трапеция. После воплощения в бумаге тайвек оно появляется в канвасе. Минималистичный текст, нанесенный на его поверхность, гласит о том, что скоро здесь появится цветочный принт. Это решение наделяет изделие легкой иронией и одновременно служит тизером к его грядущему перевоплощению.
Джинсовое платье Floral полностью, как и было обещано, покрыто размноженными голубыми хризантемами. На его спине ткань образовала толстую складку, она зафиксирована зажимами. В коллекции Paper Street такое решение заложено в итоговый дизайн, но в портновском деле это классическая процедура, необходимая для быстрой фиксации нужной посадки на теле.
Зажим — далеко не единственная деталь, олицетворяющая промежуточные этапы в процессе создания вещи. Силуэт изделий из серии (Un)pinned держится всего на одной булавке. Она не пришивается к материи, тем самым приглашая обладателя изделия принять участие в его дальнейших трансформациях. Если собрать широкую горловину в складку и зафиксировать ее на спине, предмет обретет сдержанную форму. Без булавки вещь моментально «распадется» в стороны: рукава станут экстрадлинными, и изделие увеличится в размере.
Стремление запечатлеть момент создания дизайна раскрывается в том числе в серии Hotpressed. Термотрансферная пленка — важный инструмент в процессе создания одежды. Обычно ее применяют для переноса изображения на ткань. Горячий пресс запечатал несколько пиджаков, парку, брюки и даже футболку, навсегда спрятав карманные клапаны, лацканы, пуговицы, молнии и другие детали под фактурным черным полотном.
В пиджаке See-Through виниловая пленка обеспечивает обратный эффект: она не скрывает внутренности изделия, а наоборот, открывает взгляду всю сложность интерьера, детали которого обычно известны одному портному: бортовой пакет, плечевая накладка, подокатник рукава. Каркасом здесь служит упругая и легкая прокладка из скрученного конского волоса. Этот сложнейший предмет — признание в любви конструкторам, закройщикам и швеям-лаборантам Ushatava.
С 4 апреля 2024 года коллекция Paper Street подиумной линии Research доступна на сайте и в бутиках Ushatava ограниченным тиражом. Запись прошедшего показа коллекции можно посмотреть на YouTube-канале Ushatava Backstage.